← вернуться на главную

Комментарии к темам лекций

Художницы России - Искусства царского двора

 XVIII век стал веком женского правления в России. Российская императрица Екатерина II, явившая миру образец женщины-политика, особенно много сделала для изменения стереотипа отношения к женщине и ее возможности в деле участия в придворной и общественной жизни. Крупным ее деянием в этом смысле было основание Смольного института.


Императрица выдвигала на первый план задачи общего, а не профессионального (как при Петре I) образования, так как была уверена, что необходимо развивать не только науки и искусство, но и «вкоренять в сердце добронравие, произвесть новое порождение, от которого бы прямые правила воспитания непрерывным потоком в потомство переходить могли и создать народное умоначертание.» 

Екатерина Великая оставила свой след в культуре России и как писательница-мемуаристка и как художница: ее руке принадлежит рисованная обложка театрального либретто «Феб», работы декоративно-прикладного характера - костяные шахматы, миниатюры, собранные в российских музеях. 


Из плеяды царственных женщин, несомненно, наиболее художественно одаренной натурой являлась императрица Мария Федоровна, жена Павла I.

Среди станковых произведений, исполненных августейшей особой известен «Натюрморт» (1787,ГРМ), в котором художница отдает дань голландской традиции натюрморта XVII века, модной в это время в Европе и России.

Работа выполнена в технике «пастели», часто используемой как профессиональными художниками, так и любителями. Эта техника привлекала легкостью использования «навык в пастельной живописи приобретается замечательно легко и ее следует отнести к такому виду искусства, в котором каждый может достигнуть самых лучших результатов».


Образцы живописного мастерства августейшей художницы собраны в Общем кабинете Павловского Дворца. Здесь находится большинство произведений, созданных ею. Почти половина работ представляет собой рисунки на молочном стекле свинцовым или цветными карандашами с применением в некоторых случаях акварели, гуаши и масла.

Необыкновенно сильно было стремление Марии Федоровны к постижению новых способов художественного выражения. Круг пристрастий императрицы охватывал и такие, казалось бы, не женские виды творчества как точение на токарном станке из янтаря и кости чернильниц и настольных украшений (здесь императрица была одной из первых женщин в мире овладевших токарным делом).

Портретные камеи, вырезанные Марией Федоровной на многослойных яшмах и агатах, довольно часто повторялись не только в стекле, но и фарфоровых массах, веджвудских фаянсах, мастиках, алебастрах и других составах. Лучшая из камей - портрет Екатерины Великой в образе Минервы, в шлеме, украшенном лавровым венком и сфинксом, находится в собрании ГИМа.




И. Бойко


 
« назад
Пермь, ул. Петропавловская, 59, оф. 322
написать письмо